Воспитательная система МБОУ "Башкирский лицей № 48" в условиях ФГОС

         Воспитание в школе понимается как целенаправленная специально организованная практическая деятельность участников учебно-воспитательного процесса, направленная на саморазвитие личности, ее нравственное самосовершенствование, превращение основных ценностей жизни и культуры в собственные ценности и убеждения подрастающего человека и выработку у него устойчивого стремления эти ценности постоянно приумножать.

      Внеклассная и внеурочная деятельность учащихся лицея реализуется по следующим направлениям:

  • духовно-нравственное воспитание
  • трудовое воспитание
  • социальное
  •  гражданско-патриотическое
  • экологическое
  • эстетическое воспитание
  • правовое воспитание
  • развитие самоуправления

Состояние воспитательной работы с детьми в лицее по форме, объему и содержанию соответствует условиям данного ОУ. Все общешкольные мероприятия проводятся на основании утвержденных положений. Все учебные занятия и мероприятия проводятся согласно внутреннему трудовому распорядку: графики дежурства классов, график дежурства учителей, расписание звонков, уроков.  Главной целью воспитательной работы Башкирского лицея №48 является развитие и воспитание нравственно и физически здоровой, ответственной личности, патриота своей Родины. Реализация воспитательной деятельности обучающихся осуществляется через внеклассные мероприятия, участие в районных, городских, республиканских, всероссийских конкурсах, проведение экскурсий, классных часов, сотрудничество с центрами детского творчества, работа кружков и секций, проведение внеклассных мероприятий внутри лицея.

Воспитательная работа в лицее направлена на решение следующих задач:

  • развитие творческой индивидуальности учащихся через органы ученического самоуправления и систему дополнительного образования;
  • гуманизацию воспитательного процесса, выражающуюся в создании условий для всестороннего развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию;
  • совершенствование методического мастерства классного руководителя;
  • поддержание и укрепление лицейских традиций, развитие у учащихся познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, накопленных поколениями;
  • создание оптимальные условия для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни;
  • создание условий для художественно – эстетического развития учащихся;
  • повышение эффективности работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию через реализацию государственных и республиканских программ по воспитанию гражданина-патриота своей Родины.

Таким образом, система воспитательной работы включает такие виды деятельности, как учебно-познавательная, нравственно-патриотическая, физкультурно-оздоровительная, эстетическая, ученическое самоуправление.

Мероприятия охватывают несколько направлений воспитательного процесса, формы проведения их различны. Все школьные мероприятия проводятся при активном содействии членов Курултая лицеистов. Обучающиеся лицея принимают активное участие в районных и городских акциях, таких как «Вахта памяти», «Водитель, давай жить дружно!», «Скворечники», «Платок памяти», «Подари сердце».

Воспитательная работа в лицее направлена на возрождение и развитие национальных культурных традиций. Педагогическим коллективом   ведется планомерная работа по реализации республиканской программы «Формирование нового гражданина Башкортостана». Задачи патриотического воспитания решаются путем взаимодействия с администрацией города, социальными организациями, в частности центром «Феникс», Музеем боевой славы, Советом музея лицея, учреждениями дополнительного образования.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, продолжаясь в классных коллективах и во внеурочной деятельности. Практически на каждом уроке, учитель, реализуя образовательные и воспитательные задачи, прививает учащимся качества, отвечающие целям патриотического воспитания. Во внеурочной деятельности формы работы в данном направлении очень разнообразны. Проводятся вечера-встречи, посвященные памятным датам и Всемирному дню пожилых людей. За годы сотрудничества с центром «Феникс» установились теплые доброжелательные отношения между пожилыми людьми и учащимися лицея. В День пожилых людей и День Победы наши учащиеся выступают с концертом перед пожилыми людьми центра «Феникс», ветеранами Орджоникидзевского и Калининского районов в музее Боевой славы, воспитанниками детского дома, детского сада №102, пациентами детской поликлиники №8. Ежегодно наши юноши участвуют в военных сборах. Ко Дню Защитника Отечества ежегодно проходят смотры строевой песни.  9 мая учащиеся лицея, как и другие школьники района, несут вахту памяти в парке Победы у Вечного огня и участвуют в акции "Бессмертный полк".

В лицее создан Совет музея, члены которого занимаются сбором экспонатов для музея, ведут научно-исследовательскую работу, организуют поездки, встречи с известными людьми республики.

Доброй традицией стало ежегодное проведение праздника «Шэжэрэ байрамы». Такие мероприятия воспитывают чувство семейной гордости, ответственности за честь фамилии, осознание истории семьи как части истории народа.

Большой вклад в дело развития национального искусства вносят танцевальный коллектив «Гульдар» и ансамбль кураистов и кубызистов «Сорнай». Эти творческие коллективы являются лауреатами многочисленных конкурсов и фестивалей районного, городского и республиканского уровней.

МБОУ "Башкирский лицей №48" располагается в социально неблагополучном районе. В сотрудничестве с инспекторами ОДН ведется активная работа по профилактике правонарушений. В 2013-2014 учебном году на учете в ОДН состоял один обучающийся. С ним велась профилактическая работа: посещали на дому, проводили беседы, направляли в центр «Саторис», «Индиго», приглашали родителей на беседы, анкетировали.

Большое внимание в лицее уделяется профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В 2013-2014 учебном году агитбригада лицея по ПДД «Светофор была награждена почетной грамотой в номинации «Самая зажигательная». В последние годы в лицее не зафиксировано нарушений ПДД и дорожных происшествий.

Для сохранения и укрепления здоровья детей создана сеть спортивных секций. Ведется целенаправленная работа по подготовке учащихся к соревнованиям по национальной борьбе «куреш». Организуются дни здоровья. В 2011-2012 учебном году команда лицея заняла 1 место в первенстве по футболу на приз клуба «Кожаный мяч-2012», в 2012-2013 учебном году обучающийся лицея занял 1 место в республиканском открытом турнире по греко-римской борьбе, команда лицея заняла 1 место в городских и районных соревнованиях по мини-футболу среди юношей. В 2013-2014 учебном году обучающаяся лицея заняла 1 место во всероссийских соревнованиях по плаванию, посвященных «120-летию Олимпийских игр», команда лицея удостоилась 2 места в районном открытом первенстве Калининского района по греко-римской борьбе и т.д. За последние годы накоплен опыт взаимодействия с семьей. Педагогический коллектив постоянно ведет работу по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы были положены принципы сотрудничества родителей и педагогического коллектива, ответственности родителей и педагогов лицея за результаты воспитания детей, взаимного доверия.

В лицее создана общественная организация Родительский комитет, который учреждает с 1 сентября по 30 мая ежегодный конкурс среди обучающихся и учителей по следующим номинациям:

  • «Первая ступенька» (призом отмечается самый старательный ученик 3-4 класса)
  • «Через тернии – к звездам» (призом отмечается самый добросовестный и обязательный ученик средней или старшей ступени)
  • «Здесь каждый камень – летопись наша…» (призом отмечается знаток истории и культуры республики Башкортостан)
  • «К вершине…» (призом отмечается самый спортивный учащийся)
  • «Лицеист года» (призом отмечается победитель конкурса «Лицеист года»)
  • «Самый классный классный руководитель» (награждается денежной премией самый творческий классный руководитель)
  • «Учительница первая моя» (призом отмечается самый лучший учитель начальных классов)
  • «О сколько нам открытий чудных…» (призом отмечается самый творческий учитель, сумевший увлечь учеников своим предметом)
  • «Учитель – мастер» (призом отмечается самый активный учитель, готовый делиться своим педагогическим опытом и своими открытиями)
  • «Педагог - исследователь» (призом отмечается самый активный новатор лицея профессиональной, организационной или в других областях)
  • «Верный друг» (призом отмечается друг и помощник, родитель, единомышленник, не член трудового коллектива школы).

В конце учебного года стало традиционным проведение праздника «Сабантуй», на котором Родительский комитет награждает отличников учебы, призеров олимпиад, победителей различных конкурсов и самых активных учителей и учащихся.

Педагоги лицея уделяют значительное внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению методов и форм внеклассной воспитательной работы. В лицее работают опытные классные руководители. Классные руководители ведут учет занятости класса, совместно со школьным психологом, социальным педагогом проводят постоянный мониторинг личных и групповых достижений учащихся. Ежегодное подведение итогов позволяет отмечать сильные и слабые стороны школьников, награждать их за успехи. Таким образом, выполняется важная педагогическая задача – стимулируются лучшие стороны детей.

С 2010 года школа работает над реализацией Всероссийской программы «Наши дети – будущее России», включившись в Общественное движение «Добрые Дети Мира» В основе программы лежит воспитание нравственности, патриотизма, культурного и физического здоровья, уважения к национальным традициям и духовности.

Стабильно прослеживается отрицательная динамика поведенческих рисков опасных для здоровья: не выявлено употребление наркотиков, алкоголя, зарегистрированы единичные случаи курения. Проблема с курением решается системой мер, закрепленных в системе мероприятия, направленных на воспитание ЗОЖ и реализуемых педагогами лицея, классными руководителями и психолого-педагогической службой.